Парламентская газета

675 подписчиков

Свежие комментарии

  • Oddy Rash
    Молодцы чехи! Хотят и на ёлку сесть и задницу не уколоть.В Чехии планируют...
  • Виктор Шиховцев
    Наши с чехами обделались по всем фронтам. Впрочем, как обычно и как везде. Ах, да, мы же в Сирии всех победили...В Чехии планируют...
  • Саша Николаев
    Хроникам-значит ?? И еще-пожилым,чтоб это...и нефиг пенсию получать,сколько таких уже ушло то...мдя..((В Роспотребнадзор...

Низовая демократия по-китайски

Низовая демократия по-китайски

В недавно опубликованном Пекином Плане работы по защите прав человека на 2021-2025 годы приводится статистика, согласно которой в стране в общей сложности насчитывается более двух миллионов депутатов разного уровня. Цифра достаточно внушительная, однако относительно населения КНР не такая уж и большая. Тем не менее, согласно китайскому законодательству, выстроено всё так, чтобы у каждого гражданина, пусть и опосредованно, была возможность высказать свою поддержку или несогласие с принимаемыми решениями.

Вся власть Советам!

Согласно китайской Конституции, которая была принята в 1982 году и стала четвёртой с момента образования КНР в 1949 году, вся власть в Китае принадлежит народу. Высшим органом государственной власти, в соответствии со статьёй 57 Основного закона, является Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП). При этом местные Собрания народных представителей (СНП), как прописано в статье 96, выступают в качестве органов власти непосредственно на местах.

Система СНП пронизывает по вертикали всю территорию Китая, начиная от провинций и заканчивая волостями (посёлками). Советы наделены полномочиями по принятию решений, касающихся функционирования и жизни конкретных административных единиц.

Реализуют они свои права с помощью участия в законодательном процессе, а также через систему ответственности, которую перед СНП несут местные народные правительства.

В соответствии с законом, у СНП достаточно широкие полномочия. Так, они избирают и имеют право освобождать от должности губернаторов провинций, мэров городов, начальников уездов, районов, волостных старшин и поселковых старост. Кроме этого, местные парламентарии контролируют работу народных правительств, народных судов и народных прокуратур соответствующего уровня. При необходимости они отменяют ненадлежащие решения народных правительств и так далее.

На самом низовом уровне граждане напрямую участвуют в избрании местных законодательных органов. Считается, что именно посредством местных Советов народ участвует в управлении делами своей административно-территориальной единицы и, опосредованно, всего государства. В соответствии со статьёй 97 Конституции, «Депутаты собраний народных представителей провинций, городов центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, избираются собраниями народных представителей на уровень ниже; депутаты собрания народных представителей уездов, городов, не имеющих районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков избираются непосредственно избирателями». Благодаря этому институт СНП в Китае считается начальной ступенью политического строя страны. Однако на более высоком уровне процесс формирования парламентов осуществляется уже опосредованно.

Власть ведёт народ за ручку

Позволяя гражданам участвовать в формировании местных парламентов, тем не менее решающую роль государство и Компартия оставляют за собой.

Во-первых, после низового уровня формирование СНП происходит не напрямую, а опосредованно, через уже избранных депутатов. Таким образом уменьшается вероятность вхождения во власть сторонних людей или искусных ораторов, способных пробудить симпатию населения, но далёких от управления государством.

Во-вторых, параллельно с системой государственной власти, как известно, в Китае правящей партией является КПК. На практике большинство в СНП разного уровня принадлежит именно коммунистам. При этом в Компартии более строгая иерархия и система подчинения, поэтому, принимая то или иное решение, большинство депутатов Советов помнят ещё и о том, что они члены КПК, и никогда не идут вразрез с линией партии.

Наконец, для того, чтобы местные депутаты, будучи выразителями воли народа, не испытывали «головокружение от успехов», надзор за ними осуществляется со стороны нижестоящих Советов народных представителей. Так, согласно статье 102 Конституции, «депутаты собраний народных представителей провинций, городов центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, подконтрольны органам, которые их избрали». Такой механизм не столько добавляет полномочий центральной власти, сколько является дополнительным страхующим элементом на случай, если отдельные законодатели забудут, по чьей воле они оказались во власти.

Парламентаризм с китайской спецификой

Такой порядок в КНР считают наиболее отвечающим интересам граждан и развития страны. Как и многое в современном Китае, парламентаризм здесь имеет «китайскую специфику». Пожалуй, одной из главных особенностей является формальное отсутствие в стране трёх ветвей власти, которые, согласно общепринятой теории, призваны сдерживать и уравновешивать друг друга.

Законодательная ветвь власти в лице Всекитайского собрания народных представителей наделена самыми широким полномочиями. Именно ВСНП избирает Председателя КНР и утверждает премьера Госсовета (правительства). При этом глава Китая уполномочен лишь обнародовать принятые китайским парламентом законодательные акты. Судебная власть в КНР также ответственна перед парламентом и предоставляет ВСНП ежегодно отчёт о своей работе.

Такую форму государственного устройства с «китайской спецификой» КНР самоотверженно защищает от любой внешней критики. Пекин настаивает на том, что попытки навязать какой-либо стране свои стандарты ничем хорошим не заканчиваются и не идут на пользу простым гражданам.

Низовая демократия по-китайски

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх